Структура и состав Московской агломерации. — Мос.РФ
 Меню

Структура и состав Московской агломерации.

4 сентября 2015 - Москвич
Структура и состав Московской агломерации.
В Московскую агломерацию в узком масштабе входят непосредственно примыкающие к границе Москвы города (часть из них — областного подчинения). Это так называемый ближний пояс спутниковых городов.
 
  •  
В настоящее время под Московской агломерацией в более широком масштабе подразумевается не только Москва с непосредственно примыкающими к ней населёнными пунктами, а Москва с двумя пригородными поясами и вся Московская область (столичный регион) с третьим поясом.

Первый пригородный пояс (ЛПЗП)

В первый (ближний) пригородный пояс, по мнению В. Г. Глушковой, входят города-спутники Москвы, расположенные на расстоянии до 10-15 км от МКАД: Химки, Долгопрудный, Мытищи, Королёв, Балашиха, Реутов, Люберцы, Видное, Одинцово, Красногорск, Зеленоград (формально являющийся частью Москвы).
Границы Лесопаркового защитного пояса Москвы в сравнении с современным административно-территориальным делением (уровень районов и городских округов)

К понятию ближнего пояса пригородов близко понятие ЛПЗП (Лесопарковый защитный пояс Москвы, который вместе с находившимися на его территории поселками и городами официально входил в состав Москвы с 1960 по 1961 год). В ЛПЗП Москвы не были включены города Королёв (Калининград) и Железнодорожный.

По этим критериям список городов ближнего пояса может быть детализирован и включает следующие города:
  •     Одинцово
  •     Красногорск
  •     Химки
  •     Долгопрудный
  •     Лобня
  •     Мытищи
  •     Королёв
  •     Юбилейный
  •     Балашиха
  •     Реутов
  •     Железнодорожный
  •     Люберцы
  •     Котельники
  •     Дзержинский
  •     Лыткарино
  •     Видное
  •     Московский
    а также посёлки городского типа и сельские населённые пункты непосредственно окружающих Москву районов Московской области.

Тарифная зона «Большая Москва»

С 1 ноября 2011 года в Московском железнодорожном узле введены единые проездные билеты на пригородные электропоезда (не экспрессы) в тарифной зоне «Большая Москва» в которую входят все станции и платформы на расстоянии от вокзалов до 25 км включительно, в ряде случаев эта зона была расширена (для таких станций указано расстояние от вокзала), ниже перечислены наиболее удалённые от вокзалов остановочные пункты для каждого направления железных дорог:

    станция Лобня (Савёловского направления, 23 км от вокзала)
    станция Балашиха (Горьковское направление, 27 км от вокзала)
    станция Щербинка (Курское направление, 34 км от вокзала)
    платформа Красногорская (Рижское направление)
    станция Одинцово (Белорусское направление)
    платформа Барвиха (Белорусское направление)
    платформа Планерная (Ленинградское направление)
    станция Болшево (Ярославское направление)
    платформа Тарасовская (Ярославское направление)
    станция Железнодорожная (Горьковское направление)
    станция Люберцы II (Казанское направление)
    платформа Томилино (Рязанское направление)
    станция Расторгуево (Павелецкое направление)
    станция Внуково (Киевское направление, 26 км от вокзала)

Данная тарифная зона охватывает все города ближнего пояса Московской агломерации, связанные пригородным железнодорожным сообщением с Москвой (кроме Лобни). Дополнительно в эту тарифную зону включён город (ныне городской округ в составе Москвы) Щербинка, расположенный сразу за южной границей ближнего пояса.


Пригородная зона Москвы (Московская агломерация по В. Г. Глушковой)
Пригородная зона Москвы, границы пригородной зоны показаны в сравнении с современным административно-территориальным делением Московской области уровня районы/городские округа

Пригородная зона Москвы, границы которой проходят на расстоянии 50—70 км от Москвы, по мнению В. Г. Глушковой и является Московской агломерацией (с включением Москвы).

Пригородная зона Москвы (Московская агломерация согласно В. Г. Глушковой) включает в себя (на 1 июня 2010 г.) 14 районов Московской области (из них 2 частично), 25 городских округов, 4 городских округа-ЗАТО. Площадь собственно пригородной зоны составляет 12,0 тыс. км², население 4,2 млн чел. (2009), а с включением Москвы вся Московская агломерация (в границах по В. Г. Глушковой) имеет площадь 13,1 тыс. км², население 14,7 млн чел. (в 2009 году согласно данным текущего учёта), в 2010 году население агломерации превышало 16,1 млн человек (по предварительным данным переписи населения 2010 года), в то время как в 1996 г., по подсчётам автора, площадь агломерации составляла 13,6 тыс. км², население 13,4 млн чел.


Агломерации второго порядка

Московская агломерация согласно Г. М. Лаппо, 1987 г., наложенная на современное административно-территориальное деление уровня муниципальный район/городской округ

В свою очередь, входящие в Московскую агломерацию некоторые города Московской области образуют более тесные узловые агломерации второго порядка (18-19 основных агломераций) как, например, самая крупная северо-восточная агломерация (города: Мытищи — Королев — Юбилейный — Пушкино — Ивантеевка — Фрязино — Щелково) с населением около миллиона человек, образуя, тем самым, полицентрические зоны расселения. Кроме того, периферийные города Московской области, лежащие вне двух пригородных поясов (третий пригородный пояс), входя в состав Московской агломерации, в свою очередь образуют агломерации с городами сопредельных областей (такую структуру называют Большой Московской агломерацией или Московским макрорегионом, а в советский период такое надагломерационное образование называлось суперагломерацией).

В 2014—2015 годах были объединены соответственно города Королёв и Юбилейный, города Балашиха и Железнодорожный, города Подольск, Климовск и посёлок городского типа Львовский.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 10684 просмотра
Комментарии (0)
Новые стройтовары
Мос.РФ © 2024